Работу «Центра подготовки футболистов Дмитрия Градиленко» можно сравнить с настройкой очень тонкого музыкального инструмента, ведь в обоих случаях конечный результат во многом зависит от специалиста, которому доверили данную работу. Во всех филиалах Центра трудится более 30 тренеров, которые в ежедневном режиме работают с детьми, развивая в них не только футбольные качества, но и общечеловеческие. Почему это важно, какой результат в перспективе может дать, а также других важных вопросах на тему взаимоотношения ребенка-родителей-тренера, пресс-служба поговорила с чемпионом СССР и России по футболу, Генеральным директором ФК «Урожай» - Дмитрием Градиленко.
— Дмитрий Витальевич, на данный момент у вас очень загруженный график — финишная прямая чемпионата ПФЛ с «Урожаем». Насколько хватает сил постоянно быть в подобном графике?
— Меня действительно всецело захватил футбольный клуб, в котором я работаю с 1-го декабря. Времени бывает очень мало. Но в свободные дни я прилетаю в Москву по делам. В один из таких приездов наш Центр как раз играл в манеже «РЖД Арены» на турнире «Ворошиловские стрелки», который я с удовольствием и посетил.
— И каковы общие впечатления от увиденного в исполнении наших ребят на том турнире?
— Я увидел то, что хотел, и то, к чему большинство организаторов стремится в данных соревнованиях — это эмоции детей. Я видел, как ребята переживали поражения и как радовались победам. В общем-то, ради всего этого, на мой взгляд, и существует спорт и футбол, в частности. Если мы говорим о каком-то улучшении, скажем, качества игры, то оно, конечно, есть. У нас ведь работают профессионалы, которые учат детей не только футболу, но и просто жизни. Мне было приятно наблюдать за нашими воспитанниками, которые не выглядели мальчиками для битья.
— Дмитрий Витальевич, на данный момент у вас очень загруженный график — финишная прямая чемпионата ПФЛ с «Урожаем». Насколько хватает сил постоянно быть в подобном графике?
— Меня действительно всецело захватил футбольный клуб, в котором я работаю с 1-го декабря. Времени бывает очень мало. Но в свободные дни я прилетаю в Москву по делам. В один из таких приездов наш Центр как раз играл в манеже «РЖД Арены» на турнире «Ворошиловские стрелки», который я с удовольствием и посетил.
— И каковы общие впечатления от увиденного в исполнении наших ребят на том турнире?
— Я увидел то, что хотел, и то, к чему большинство организаторов стремится в данных соревнованиях — это эмоции детей. Я видел, как ребята переживали поражения и как радовались победам. В общем-то, ради всего этого, на мой взгляд, и существует спорт и футбол, в частности. Если мы говорим о каком-то улучшении, скажем, качества игры, то оно, конечно, есть. У нас ведь работают профессионалы, которые учат детей не только футболу, но и просто жизни. Мне было приятно наблюдать за нашими воспитанниками, которые не выглядели мальчиками для битья.
— Довольно часто приходится слышать, что для ребят 8-10 лет участие в выездных турнирах не столь важно, и что достаточно играть со сверстниками внутри региона. Согласны ли вы с подобной позицией?
— Об этом, наверное, говорят в школах в больших городах, где есть возможность соперничать с разными командами. А если вы такое слышали от тренеров школ из маленьких городов, где всего две-три команды, которые постоянно играют между собой, то мне кажется, что это неправильно. Понятно, что сразу ездить на крупные турниры смысла нет. Чтобы выступать где-то, нужно себя сначала показать. Существует множество турниров различного уровня, и важно правильно подобрать соревнования под себя, свои возможности. Во-вторых, не будем забывать, что это не просто команда из Саратова или Пензы приехала в Москву поиграть в футбол, это еще и культурная программа для ребят. У детей останется в памяти посещение мероприятий – наши команды, которые приезжали в столицу, ходили на стадион «Локомотива», посещали музей этого клуба, попали на «Кубок легенд». Это останется с ними надолго, может, даже сильнее засядет в памяти, нежели те матчи, которые они провели. Это ведь обучение не только футболу, но и обучение жизни в целом, развитие кругозора у детей. Все это нужно. Конечно, футбол на первом месте, но не нужно забывать и о культурной программе.
— Как было в ваше время? Сколько этому уделялось внимания, и сколько было подобных турниров для вас в возрасте 8-10 лет?
— Могу сказать точно, что много турниров не было. В основном соревнования проходили во время каникул, то есть зимой, осенью и весной. К нам приезжали команды, мы ездили в другие города, и призы мы получали — у меня даже остались некоторые награды, которые я получал в детстве как лучший защитник. Это память. Когда был Советский Союз, мы выезжали на турниры в Беларусь, где посещали Брестскую крепость, в Санкт-Петербурге нас водили в Эрмитаж. Так вот и вспоминаешь что-то. Когда я тренировался в школе ЦСКА, у нас проходил ежегодный весенний турнир памяти Боброва, и на нем мы соперничали с грузинскими командами. Это было, конечно, что-то, потому что южные ребятишки, скажем так, быстрее взрослеют – мы в 15 лет еще были маленькими пацанами, а к нам приезжали огромные ровесники, которые уже брились, считай, уже мужики. Но мы побеждали и их тоже. Есть что вспомнить, конечно.
— Насколько сложно ребятам из провинции играть на турнирах, например, в Москве? Есть ли какой-то стресс и дополнительное давление на них, или, напротив, они воспринимают это как дополнительную мотивацию побеждать?
— Я не думаю, что у 8-9-летних ребят в голове есть то, о чем вы говорите. Я имею в виду мотивацию – нет, этого, пожалуй, нет. А по поводу стресса – это зависит от тренера. Как он это преподнесет? Что он им расскажет? Как он будет себя вести? Футбол просто должен доставлять радость и эмоции, о чем я говорил в самом начале. Не думаю, что у ребят есть стресс от крупных турниров. Повторюсь, все зависит от наставника. Когда мы в Москве играли против одной из команд, тренер соперников так орал... Это же ужас и катастрофа! Вот это стресс для детей.
— Какова роль родителей в подобных выездах? Вы выступаете за или против поездок родителей с детьми?
— Если родители хотят и могут позволить себе съездить с детьми на турнир, то почему бы и нет? Они хотят посмотреть, как играют их дети, но, может быть, они также хотят посетить те города, в которых еще не были. А тут благодаря их ребенку появляется такая возможность. Проведу параллель — хотя, может, это не совсем корректное сравнение — в январе я был на Кубке Колыванова, куда приезжали «Интер» и «Милан». Так вот там было столько родителей! Возможно, даже больше, чем детей. И они так дружно поддерживали свои команды, что было даже завидно. К сожалению, наши родители иногда не могут также организованно поддерживать своих ребятишек. Если говорить про нашу школу, то, понятно, что у нас еще нет каких-то своих песен и речевок. Но это зависит от одного инициативного родителя, который будет всех объединять. У нас ведь есть атрибутика, мы можем красиво одеться, можем петь какие-то песни. Но, к сожалению, в России не очень развита культура боления. Хотя, конечно, здорово, что в Центре уже сложился костяк активных родителей, первый шаг сделан. Я не думаю, что нужно запрещать родителям ездить с детьми на турниры, нет. Возможно, кого-то из детей это может напрягать, может кому-то мешать — каждый родитель ведет себя по-своему. Тут главное — тесный контакт тренера с родителями, и тренер должен объяснять, что нужно говорить своему ребенку, а что не нужно. Раз уж вы привели своего ребенка, то будьте любезны. Не нужно ничего подсказывать, и уже тем более где-то в кулуарах. Есть тренер, вы ему доверяете, а про футбол можно разговаривать на общие темы.
— Мы часто говорим о второстепенном значении результата по месту на турнирах на данном этапе развития детей. Поясните еще раз, почему же родителям важно чуть спокойнее реагировать даже на не самые удачные матчи?
— Хочу повториться – здесь многое зависит от тренера. Как он сумеет донести свои мысли, как он расскажет родителям, какие задачи и цели он преследует. И тренер должен сказать: «Уважаемые родители, извините, но, если вам что-то не нравится – есть множество других педагогов и школ». Надо сразу расставить приоритеты – все по своим местам, и чтобы это никогда не повторялось. Иногда, не исключаю, тренеру необходимо действовать жестко. Поймите, во многих школах родителям запрещено находиться на тренировках. Наверное, не зря, ведь некоторые родители попросту не могут сдержаться. Когда идет тренировочное занятие, и в этот момент родитель из-за забора кричит своему сыну «Куда ты бежишь?» и тому подобное, это, естественно, приводит к каше в голове у ребенка. Нужно просто полностью довериться тренеру, приходить на игры и кайфовать, смотреть, что изменилось за неделю или месяц: раньше ребенок что-то не умел делать, а теперь делает. Конечно, мы в какой-то степени воспитываем и родителей. Порой бывает сложно – я видел много всевозможных случаев, когда происходят стычки и между родителями в том числе. Это кажется смешным, но так и есть. Например, один родитель кричит в игре: «Бей его!» — это ужас. Все зависит от воспитания и культуры. Я не раз говорил, что тренер – это педагог. И я вспоминаю слова своего детского тренера, который говорил: «Я из каждого из вас, в первую очередь, хочу сделать человека с большой буквы. Не все из вас станут профессиональными футболистами, но моя главная задача, чтобы вы были людьми – опять-таки – с большой буквы». Наверное, наш тренер «вдолбил» в нас эту идею, и мы до сих пор, уже в 50, встречаемся всем нашим классом. Я думаю, не все так делают. Это, опять же, благодаря нашему тренеру.
— Об этом, наверное, говорят в школах в больших городах, где есть возможность соперничать с разными командами. А если вы такое слышали от тренеров школ из маленьких городов, где всего две-три команды, которые постоянно играют между собой, то мне кажется, что это неправильно. Понятно, что сразу ездить на крупные турниры смысла нет. Чтобы выступать где-то, нужно себя сначала показать. Существует множество турниров различного уровня, и важно правильно подобрать соревнования под себя, свои возможности. Во-вторых, не будем забывать, что это не просто команда из Саратова или Пензы приехала в Москву поиграть в футбол, это еще и культурная программа для ребят. У детей останется в памяти посещение мероприятий – наши команды, которые приезжали в столицу, ходили на стадион «Локомотива», посещали музей этого клуба, попали на «Кубок легенд». Это останется с ними надолго, может, даже сильнее засядет в памяти, нежели те матчи, которые они провели. Это ведь обучение не только футболу, но и обучение жизни в целом, развитие кругозора у детей. Все это нужно. Конечно, футбол на первом месте, но не нужно забывать и о культурной программе.
— Как было в ваше время? Сколько этому уделялось внимания, и сколько было подобных турниров для вас в возрасте 8-10 лет?
— Могу сказать точно, что много турниров не было. В основном соревнования проходили во время каникул, то есть зимой, осенью и весной. К нам приезжали команды, мы ездили в другие города, и призы мы получали — у меня даже остались некоторые награды, которые я получал в детстве как лучший защитник. Это память. Когда был Советский Союз, мы выезжали на турниры в Беларусь, где посещали Брестскую крепость, в Санкт-Петербурге нас водили в Эрмитаж. Так вот и вспоминаешь что-то. Когда я тренировался в школе ЦСКА, у нас проходил ежегодный весенний турнир памяти Боброва, и на нем мы соперничали с грузинскими командами. Это было, конечно, что-то, потому что южные ребятишки, скажем так, быстрее взрослеют – мы в 15 лет еще были маленькими пацанами, а к нам приезжали огромные ровесники, которые уже брились, считай, уже мужики. Но мы побеждали и их тоже. Есть что вспомнить, конечно.
— Насколько сложно ребятам из провинции играть на турнирах, например, в Москве? Есть ли какой-то стресс и дополнительное давление на них, или, напротив, они воспринимают это как дополнительную мотивацию побеждать?
— Я не думаю, что у 8-9-летних ребят в голове есть то, о чем вы говорите. Я имею в виду мотивацию – нет, этого, пожалуй, нет. А по поводу стресса – это зависит от тренера. Как он это преподнесет? Что он им расскажет? Как он будет себя вести? Футбол просто должен доставлять радость и эмоции, о чем я говорил в самом начале. Не думаю, что у ребят есть стресс от крупных турниров. Повторюсь, все зависит от наставника. Когда мы в Москве играли против одной из команд, тренер соперников так орал... Это же ужас и катастрофа! Вот это стресс для детей.
— Какова роль родителей в подобных выездах? Вы выступаете за или против поездок родителей с детьми?
— Если родители хотят и могут позволить себе съездить с детьми на турнир, то почему бы и нет? Они хотят посмотреть, как играют их дети, но, может быть, они также хотят посетить те города, в которых еще не были. А тут благодаря их ребенку появляется такая возможность. Проведу параллель — хотя, может, это не совсем корректное сравнение — в январе я был на Кубке Колыванова, куда приезжали «Интер» и «Милан». Так вот там было столько родителей! Возможно, даже больше, чем детей. И они так дружно поддерживали свои команды, что было даже завидно. К сожалению, наши родители иногда не могут также организованно поддерживать своих ребятишек. Если говорить про нашу школу, то, понятно, что у нас еще нет каких-то своих песен и речевок. Но это зависит от одного инициативного родителя, который будет всех объединять. У нас ведь есть атрибутика, мы можем красиво одеться, можем петь какие-то песни. Но, к сожалению, в России не очень развита культура боления. Хотя, конечно, здорово, что в Центре уже сложился костяк активных родителей, первый шаг сделан. Я не думаю, что нужно запрещать родителям ездить с детьми на турниры, нет. Возможно, кого-то из детей это может напрягать, может кому-то мешать — каждый родитель ведет себя по-своему. Тут главное — тесный контакт тренера с родителями, и тренер должен объяснять, что нужно говорить своему ребенку, а что не нужно. Раз уж вы привели своего ребенка, то будьте любезны. Не нужно ничего подсказывать, и уже тем более где-то в кулуарах. Есть тренер, вы ему доверяете, а про футбол можно разговаривать на общие темы.
— Мы часто говорим о второстепенном значении результата по месту на турнирах на данном этапе развития детей. Поясните еще раз, почему же родителям важно чуть спокойнее реагировать даже на не самые удачные матчи?
— Хочу повториться – здесь многое зависит от тренера. Как он сумеет донести свои мысли, как он расскажет родителям, какие задачи и цели он преследует. И тренер должен сказать: «Уважаемые родители, извините, но, если вам что-то не нравится – есть множество других педагогов и школ». Надо сразу расставить приоритеты – все по своим местам, и чтобы это никогда не повторялось. Иногда, не исключаю, тренеру необходимо действовать жестко. Поймите, во многих школах родителям запрещено находиться на тренировках. Наверное, не зря, ведь некоторые родители попросту не могут сдержаться. Когда идет тренировочное занятие, и в этот момент родитель из-за забора кричит своему сыну «Куда ты бежишь?» и тому подобное, это, естественно, приводит к каше в голове у ребенка. Нужно просто полностью довериться тренеру, приходить на игры и кайфовать, смотреть, что изменилось за неделю или месяц: раньше ребенок что-то не умел делать, а теперь делает. Конечно, мы в какой-то степени воспитываем и родителей. Порой бывает сложно – я видел много всевозможных случаев, когда происходят стычки и между родителями в том числе. Это кажется смешным, но так и есть. Например, один родитель кричит в игре: «Бей его!» — это ужас. Все зависит от воспитания и культуры. Я не раз говорил, что тренер – это педагог. И я вспоминаю слова своего детского тренера, который говорил: «Я из каждого из вас, в первую очередь, хочу сделать человека с большой буквы. Не все из вас станут профессиональными футболистами, но моя главная задача, чтобы вы были людьми – опять-таки – с большой буквы». Наверное, наш тренер «вдолбил» в нас эту идею, и мы до сих пор, уже в 50, встречаемся всем нашим классом. Я думаю, не все так делают. Это, опять же, благодаря нашему тренеру.
— Момент, который довольно сложно понимается родителями – смена позиции юного игрока на поле. Как объяснить, что это нормальный процесс в футболе?
— Мы сейчас говорим о формате «4+1» или «5+1», в котором играют совсем юные ребята. И здесь маленькому футболисту нужно – главное – прививать индивидуальность. Родитель, может быть, не видит ребенка на тренировках каждый день. А тренер видит. Он наблюдает, как ребенок думает, как прогрессирует. Может быть, когда ребенок пришел, грубо говоря, в 6 лет, он был нападающим, причем самым высоким, самым быстрым – предположим это, я сейчас просто фантазирую. По себе вспоминаю: было какое-то время, когда мы все были какими-то маленькими, а потом за год или за лето – бац! – и мы все выросли и догнали команды, в которых были собраны самые здоровые пацаны. И таких примеров полно. Потихонечку кто-то прибавлял, а тренер, видя, что в прежней позиции мальчик стал играть немного хуже, попробует его на другой позиции. Но в этом возрасте нет смысла говорить о каких-то позициях на поле. Может, Саша Генералов будет вратарем, мы же не знаем (улыбаясь).
— Еще одна довольно оживленная тема для дискуссий – выбранная модель работы тренерского штаба, подбор упражнений, методик и т.д. Стоит ли во чтобы то ни стало ехать за границу перенимать опыт или достаточно российских академий? На ваш взгляд, как тут не ошибиться и сделать правильный выбор? И насколько важно тренеру постоянно быть в обучении, в том числе и самостоятельном?
— Футбол – очень простая игра. И то, как нас в детстве учили обрабатывать мяч и отдавать его, то есть технике, совсем не изменилось. Поменялись только условия жизни детей. Раньше у нас не было множества отвлекающих факторов вроде компьютеров и смартфонов.
Сейчас тренеру нужно отгораживать детей от этих дополнительных сторонних факторов. В нашем детстве нас не надо было заинтересовывать футболом. Но в остальном, повторюсь, все то же самое. Ты должен уметь обработать мяч и отдать его, то есть тебя учат технике. А как обучать этой технике? Да, добавляются какие-то новые, скажем так, инструменты. Раньше мы обводили камешки, а сейчас дети обводят красивые фишки или стойки. Но это так, мишура. Главное – тренер. Конечно, нужно ездить и обучаться, перенимать опыт, но ничего глобально нового ты там не увидишь. Ты можешь заметить важные мелочи, подсмотреть что-то интересное. Еще один важный момент – природные качества. Технике можно обучить, а вот если человек не бежит, ну не дано ему это, с этим уже практически ничего не сделать. Например, я хотел, чтобы мой сын увлекался футболом, но он выбрал баскетбол. И однажды я сказал ему, наверное, жесткую фразу: «Ты не станешь профессиональным баскетболистом, потому что у тебя нет качеств для игры на самом высоком уровне. Если ты любишь баскетбол – занимайся, может, это поможет тебе в жизни, может, ты будешь играть за университетскую команду». Но если качеств нет, то их не развить. Это все дано от природы. Если, например, у меня от природы нет стартовой скорости, то ее можно только немножко добавить.
— Впереди у ребят не только стандартные для них покрытия, но и турнир по пляжному футболу в конце мая в Саратове. Насколько вы лично поддерживаете подобные нововведения с тем же выходом на не самые привычные покрытия?
— Играть нужно во все, во все игры, будь то пляжный футбол, мини-футбол или что-то еще. Мне нравится мини-футбол, но только с футбольным мячом, а не тем, который не прыгает. Поэтому я очень положительно на это смотрю. Турниры для ребят – это очень интересно и важно. Когда ты участвуешь в турнире и получаешь какой-то приз – это же не просто так, верно? Это память, это эмоции. Безусловно, здесь на первом плане именно любовь к футболу, а не покрытие, на котором ребята играют. Мне Кирилл Воронщиков (Руководитель Центра) рассказывал, что кто-то из родителей присылал ему фото сына, который уснул с медалью на груди. Надел ее на себя и уснул! Вот задача всех этих турниров.
— Еще одна довольно оживленная тема для дискуссий – выбранная модель работы тренерского штаба, подбор упражнений, методик и т.д. Стоит ли во чтобы то ни стало ехать за границу перенимать опыт или достаточно российских академий? На ваш взгляд, как тут не ошибиться и сделать правильный выбор? И насколько важно тренеру постоянно быть в обучении, в том числе и самостоятельном?
— Футбол – очень простая игра. И то, как нас в детстве учили обрабатывать мяч и отдавать его, то есть технике, совсем не изменилось. Поменялись только условия жизни детей. Раньше у нас не было множества отвлекающих факторов вроде компьютеров и смартфонов.
Сейчас тренеру нужно отгораживать детей от этих дополнительных сторонних факторов. В нашем детстве нас не надо было заинтересовывать футболом. Но в остальном, повторюсь, все то же самое. Ты должен уметь обработать мяч и отдать его, то есть тебя учат технике. А как обучать этой технике? Да, добавляются какие-то новые, скажем так, инструменты. Раньше мы обводили камешки, а сейчас дети обводят красивые фишки или стойки. Но это так, мишура. Главное – тренер. Конечно, нужно ездить и обучаться, перенимать опыт, но ничего глобально нового ты там не увидишь. Ты можешь заметить важные мелочи, подсмотреть что-то интересное. Еще один важный момент – природные качества. Технике можно обучить, а вот если человек не бежит, ну не дано ему это, с этим уже практически ничего не сделать. Например, я хотел, чтобы мой сын увлекался футболом, но он выбрал баскетбол. И однажды я сказал ему, наверное, жесткую фразу: «Ты не станешь профессиональным баскетболистом, потому что у тебя нет качеств для игры на самом высоком уровне. Если ты любишь баскетбол – занимайся, может, это поможет тебе в жизни, может, ты будешь играть за университетскую команду». Но если качеств нет, то их не развить. Это все дано от природы. Если, например, у меня от природы нет стартовой скорости, то ее можно только немножко добавить.
— Впереди у ребят не только стандартные для них покрытия, но и турнир по пляжному футболу в конце мая в Саратове. Насколько вы лично поддерживаете подобные нововведения с тем же выходом на не самые привычные покрытия?
— Играть нужно во все, во все игры, будь то пляжный футбол, мини-футбол или что-то еще. Мне нравится мини-футбол, но только с футбольным мячом, а не тем, который не прыгает. Поэтому я очень положительно на это смотрю. Турниры для ребят – это очень интересно и важно. Когда ты участвуешь в турнире и получаешь какой-то приз – это же не просто так, верно? Это память, это эмоции. Безусловно, здесь на первом плане именно любовь к футболу, а не покрытие, на котором ребята играют. Мне Кирилл Воронщиков (Руководитель Центра) рассказывал, что кто-то из родителей присылал ему фото сына, который уснул с медалью на груди. Надел ее на себя и уснул! Вот задача всех этих турниров.
— Сейчас идет обсуждение, что «Центр Градиленко» может участвовать в зимнем Первенстве Москвы. Как вам такая инициатива, и насколько это будет полезно для детей?
— Да, подобное развитие событий в наших планах существует. Мы видим, что в премьер-группе в этом году играли «Ростов» и казанский «Рубин». Все зависит от финансирования и уровня подготовки конкретной возрастной группы. На данную минуту соревноваться с академиями, которые играют в клубной лиге, нам еще рановато. А участвовать в первой лиге – возможно. Поэтому нужно смотреть, имея ввиду, что в Москве не так много манежей. Возможность проводить матчи первенства в манеже имеют в основном школы, которые играют премьер-группе, а матчи зимнего Первенства порой проходят далеко не в плюсовую погоду. Иногда приходится играть и на свежем воздухе. А ребятишкам ехать, чтобы поиграть на искусственном поле при минусовой температуре – не очень хорошо. Плюс хочется не только участвовать, но и бороться за победу! Делая вывод из вышесказанного, считаю, что это пока рановато для всех нас. Но до зимы еще очень много времени, все может произойти.
— Да, подобное развитие событий в наших планах существует. Мы видим, что в премьер-группе в этом году играли «Ростов» и казанский «Рубин». Все зависит от финансирования и уровня подготовки конкретной возрастной группы. На данную минуту соревноваться с академиями, которые играют в клубной лиге, нам еще рановато. А участвовать в первой лиге – возможно. Поэтому нужно смотреть, имея ввиду, что в Москве не так много манежей. Возможность проводить матчи первенства в манеже имеют в основном школы, которые играют премьер-группе, а матчи зимнего Первенства порой проходят далеко не в плюсовую погоду. Иногда приходится играть и на свежем воздухе. А ребятишкам ехать, чтобы поиграть на искусственном поле при минусовой температуре – не очень хорошо. Плюс хочется не только участвовать, но и бороться за победу! Делая вывод из вышесказанного, считаю, что это пока рановато для всех нас. Но до зимы еще очень много времени, все может произойти.